Skip to:

Часто задаваемые вопросы

Часто задаваемые вопросы жилищно - коммунального хозяйства

Поясните о возможности утепления многоквартирного жилого дома?

ОТВЕТ. Реализация Указа Президента Республики Беларусь от 04.09.2019г. №327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов» (далее – Указ 327). Указ 327 принят в целях снижения теплопотребления многоквартирных жилых домов и создания условий для участия граждан и юридических лиц в реализации мероприятий, направленных на эффективное и рациональное использование тепловой энергии в многоквартирных жилых домах (далее – энергоэффективные мероприятия).

Документом определяются условия и механизмы участия собственников жилых и нежилых помещений в финансировании энергоэффективных мероприятий, сокращению затрат на отопление и повышению потребительских характеристик таких домов. Главное – поддержать людей в желании снизить потребление тепла, повысить комфортность проживания. Таким образом создаются предпосылки и условия для сокращения затрат на отопление жилищного фонда.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.12.2019г. № 839 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2019 г. №327» определен перечень энергоэффективных мероприятий, который включает основные виды работ, такие как утепление конструктивных элементов здания (стены, крыша, чердачные перекрытия, перекрытие над подвалом и другое), техническую модернизацию системы отопления и горячего водоснабжения. Также установка приборов индивидуального учета и регулирования тепловой энергии, систем дистанционного съема показаний, устройство индивидуальных тепловых пунктов, замена оконных, входных дверных проемов во вспомогательных помещениях.

Каким будет перечень, определяют сами участники совместного домовладения. В основу положен принцип добровольного участия граждан. В свою очередь государство предлагает поддержку в финансировании.

Инициатором проведения общего собрания по вопросу реализации энергоэффективных мероприятий могут выступить правление организации застройщиков, участники совместного домовладения, уполномоченное лицо по управлению общим имуществом совместного домовладения, а также местный исполнительный и распорядительный орган.

Решение принимается на общем собрании, для чего необходимо согласие двух третей собственников от их общего количества, и является обязательным для исполнения всеми собственниками.
При принятии положительного решения в протокол общего собрания вносится конкретный перечень мероприятий. Далее уполномоченное лицо заключает с каждым гражданином договор. Утверждена форма типового договора на оказание услуг, где в том числе, закрепляется ответственность домовладельцев, членов организации застройщиков. Отказ его подписать не освободит несогласных от исполнения обязательств. Такой же подход действует и при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Преимущество нового механизма также в том, что нет необходимости платить сразу большие суммы за выполненные работы по тепловой модернизации, в то же время люди могут достаточно быстро получить все выгоды проживания в обновлённом доме.
Возмещение затрат осуществляется собственниками:
- нежилых помещений, встроенных в многоквартирные жилые дома, – в полном размере ежемесячно равными долями в течение 3 лет;
- жилых помещений – в размере не менее 50% затрат ежемесячно равными долями в течение 10 лет.

Граждане будут оплачивать работы только после их завершения. Размер возмещения определяется пропорционально доле каждого собственника в общей площади жилых и (или) нежилых помещений. На первоначальном этапе от домовладельцев не требуется вносить личные деньги – затраты понесет бюджет.

В отношении малообеспеченных и иных социально уязвимых категорий граждан местными исполнительными и распорядительными органами могут приниматься решения об установлении иного срока возмещения затрат, но не более 15 лет.

По вопросам реализации Указа 327 можно обращаться в унитарное коммунальное производственное предприятие «Коммунальник» по адресу: г. Горки, ул. Космонавтов, 3.

Каким образом производится плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения»?

ОТВЕТ. Пунктом 69 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571 (далее — Положение) устанавливается, что плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения ежемесячно вносится плательщиками жилищно-коммунальных услуг, являющимися участниками совместного домовладения.

В свою очередь, согласно п. 70 Положения плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения исчисляется соразмерно общей площади принадлежащих участнику совместного домовладения объектов недвижимого имущества по тарифам на услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения, установленным в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК) в случае, если участниками совместного домовладения не принято решение о создании товарищества собственников или об управлении общим имуществом совместного домовладения непосредственно участниками совместного домовладения, в случае ликвидации организации застройщиков или товарищества собственников, а также в случае, предусмотренном ч. 6 п. 4 ст. 186 ЖК, местные исполнительные и распорядительные органы назначают уполномоченное лицо в порядке, установленном законодательством. Уполномоченным лицом является организация, назначаемая местным исполнительным и распорядительным органом в целях управления общим имуществом совместного домовладения, организации оказания основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг на основании договора на управление общим имуществом совместного домовладения, за исключением услуг водоснабжения, водоотведения (канализации), газо- и электроснабжения, определения исполнителей по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства, расположенных в пределах административно-территориальных единиц, и для осуществления иных функций, определенных законодательством.

В свою очередь, ст. 155 ЖК говорит, что в случае, если управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется уполномоченным лицом, участник совместного домовладения, лицо, которому собственником жилого и (или) нежилого помещений или законодательством предоставлено право на заключение договора на управление общим имуществом совместного домовладения, обязаны заключить договор на управление общим имуществом совместного домовладения. При отказе участника совместного домовладения, лица, которому собственником жилого и (или) нежилого помещений или законодательством предоставлено право на заключение договора на управление общим имуществом совместного домовладения, заключить договор на управление общим имуществом совместного домовладения уполномоченное лицо вправе заявить в суд требование о понуждении заключить такой договор (п. 1).

По договору на управление общим имуществом совместного домовладения одна сторона (уполномоченное лицо) по поручению другой стороны (участника совместного домовладения, лица, которому собственником жилого и (или) нежилого помещений или законодательством предоставлено право на заключение договора на управление общим имуществом совместного домовладения) за плату обязуется организовать оказание основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления общим имуществом совместного домовладения (п. 2).

Введенная в Положение глава 17 касается именно случаев, когда управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется уполномоченным лицом, а это, практически весь многоэтажный жилой фонд, где совместное домовладение образовалось в процессе приватизации жилья в постсоветский период.

Там, где созданы товарищества собственников и организации застройщиков (жилищные кооперативы), расходы по управлению общим имуществом покрываются за счет взносов. Так, п. 60 ст. ЖК определено, что членский взнос — это денежные средства, периодически вносимые членом организации собственников на цели, связанные с деятельностью организации собственников, в том числе на оплату труда работников, вознаграждение членов правления, членов ревизионной комиссии. Целевой взнос — денежные средства, вносимые членом организации собственников на основании решения общего собрания (собрания уполномоченных) членов организации собственников для дополнительного финансирования работ и мероприятий, связанных с эксплуатацией общего имущества совместного домовладения и управлением им (п. 59 ст. 1 ЖК).

Кто должен производить капитальный ремонт жилого дома и уборку подъездов?

ОТВЕТ. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» вопросы обеспечения развития жилищного фонда, включая вопросы обеспечения надлежащего технического состояния жилищного фонда, а также организации капитального ремонта жилых домов, находятся в компетенции местных исполнительных и распорядительных органов.

Капитальный ремонт жилых домов производится в соответствии с программами (списками) капитального ремонта жилищного фонда, утверждаемыми ежегодно местными исполнительными и распорядительными органами. Ремонтно-строительные работы производятся на основании проектно-сметной документации, утвержденной и прошедшей в установленном порядке вневедомственную государственную экспертизу. Принятие конкретных проектных решений по жилому дому и включение видов ремонтных работ в проектно-сметную документацию осуществляется по результатам обследования дома исходя из технического состояния конструктивных элементов здания с учетом Перечня основных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте зданий и сооружений, изложенного в ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений».

Согласно Закону Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» техническое обслуживание включает в себя эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества жилых домов, уборку и освещение вспомогательных помещений жилых домов, придомовой территории, а также ремонт усовершенствованных покрытий проездов, проходов, уход за зелеными насаждениями.

Действующим законодательством функции по обеспечению надлежащего технического обслуживания, в том числе уборке вспомогательных помещений жилого дома и придомовой территории, освещению мест общего пользования, возложены на организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда.

Существуют ли какие-либо особенности при оплате ЖКУ в случае перехода на обслуживание в государственную организацию ЖКХ?

ОТВЕТ: Нет, таких особенностей не существует.

В настоящее время граждане, в том числе проживающие в жилых домах товариществ собственников и организаций застройщиков, оплачивают предоставленные ЖКУ в порядке и на условиях, установленных в соответствии со следующими основными нормативными правовыми актами:

Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг»;

Указом Президента Республики Беларусь от 24.12.2020 N 490 «Об установлении тарифов для населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства на 2021 год»;

Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571, и др.

Законодательно установленные порядок начисления платы за предоставленные ЖКУ и порядок расходования данных средств, порядок предоставления льгот по оплате за ЖКУ и безналичных жилищных субсидий распространяют свое действие на всех граждан, независимо от выбранного ими способа управления общим имуществом совместного домовладения (уполномоченное лицо, организация застройщиков, товарищество собственников, а также независимо от того, организация какой формы собственности осуществляет эксплуатацию жилищного фонда.

Об удалении деревьев, расположенных на гражданских кладбищах сельских исполнительных комитетов Горецкого района.

ОТВЕТ. Организация погребения и похоронного дела, а также содержание и благоустройство мест погребения на территории Горецкого района осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 55-З «О погребении и похоронном деле», правилами содержания и благоустройства мест погребения утвержденными постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 10 июня 2016 г. № 17 (в редакции постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 20 июля 2021 г. № 11) (далее – Правила), решением Горецкого районного исполнительного комитета от 20 октября 2020 г. № 25-3 «Об организации похоронного дела» (далее – решение № 25-3).

Решением № 25-3 УКПП «Коммунальник» определено специализированной организацией по осуществлению похоронного дела на территории города Горки и по осуществлению содержания и благоустройства мест погребения на территории Горецкого района.

Решением Горецкого районного исполнительного комитета от 25 ноября 2022 г. № 23-77 «О передаче мест погребения», места погребения, расположенные в сельских населенных пунктах Горецкого района переданы от сельских исполнительных комитетов Горецкого района по их фактическому состоянию в хозяйственное ведение УКПП «Коммунальник», для их содержания и благоустройства.

В соответствии с абзацем вторым части первой пункта 30 Правил, в целях содержания и благоустройства мест погребения, специализированные организации, лица обслуживающие сельские места погребения, выполняют работы по благоустройству мест погребения, обеспечению надлежащего порядка и чистоты на территории мест погребения и прилегающих к ним территориях в границах, определенных местными исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня, включая ремонт, изготовление, приобретение, благоустройство мест временного складирования отходов, установку и замену урн, контейнеров для сбора отходов, скамеек, ремонт подъездных дорог, удаление аварийных, сухостойных и потерявших декоративный вид деревьев, корчевку пней, сторожевую охрану.

Аварийные и сухостойные деревья, находящиеся на территории мест погребения (на участке для захоронения или в проходе между такими участками) удаляются специализированной организацией, в чьем ведении находится место погребения, т.е. УКПП «Коммунальник».

Финансирование работ по содержанию и благоустройству мест погребения осуществляется за счет средств, предусматриваемых местными бюджетами на финансирование расходов по благоустройству и поддержанию в надлежащем санитарном состоянии территории административно-территориальной единицы, средств, поступающих от предоставления и резервирования специализированными организациями участков для захоронения, мест в колумбарии, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством.

По результатам проведенных УКПП «Коммунальник» обследований выявляются опасные (сухостойные) деревья, расположенные на гражданских кладбищах.

Бывают случаи, когда для удаления опасных деревьев требуется привлечение промышленных альпинистов.

Работы по удалению, спилу сухостойных деревьев проводятся в порядке очередности согласно плану работ по удалению опасных деревьев на гражданских кладбищах.

Справочно. В 1-3 кварталах 2023 года удалены аварийные деревья на территориях гражданских кладбищ д. Сава, д. Панкратовка, д.Варьково, д. Широкие, аг. Ленино, по ул. Вокзальной в г. Горки.

С целью снижения рисков от непредвиденных ситуаций граждане, осуществляющие уход за захоронениями, могут обратиться в представительство Белгосстраха по Горецкому району или другую страховую организацию для заключения договора страхования памятника, ограды и других изделий и конструкций на случай их повреждения или уничтожения.

213410, Могилёвская область., г.Горки, ул Космонавтов – 3 | тел/факс 8(02233) 4-16-75/4-16-77 | email: gorkom@gorkom.by

© 2013-2021 УКПП "Коммунальник"

               

ru be en de fr